Бесплатная юридическая консультация
Оставьте свои данные и опишите сферу и суть вопроса и мы свяжемся с вами в ближайшее время для записи на консультацию. Первая консультация адвоката у нас бесплатна.

Бесплатная юридическая консультация
Оставьте свои данные и опишите сферу и суть вопроса и мы свяжемся с вами в ближайшее время для записи на консультацию. Первая консультация адвоката у нас бесплатна.

Безопасные покупки в интернете

Сегодня огромное количество людей отдают предпочтение покупкам онлайн: это быстро, можно одновременно рассмотреть больше вариантов и иногда это еще и дешевле. Но такой шоппинг сопряжен и с большим количеством рисков купить некачественный товар или не получить его вовсе. Конечно безопасные покупки в интернете вполне реальны. Мы решили составить несколько рекомендации с точки зрения закона, на что обращать внимание до покупки и что делать, если вы все-таки попали на недобросовестного продавца.

На что обращать внимание, совершая покупки в интернете?

В идеале лучше покупать товары в проверенных или больших интернет-магазинах, которые дорожат своей репутацией. Старайтесь читать отзывы не только о товаре, но и о самом магазине. Лучше обращать внимание на отзывы на интернет-платформах, в которых сам продавец не может их корректировать. Кроме этого продавец обязательно должен предоставить вам полную информацию про:

  • наименование продавца, его местонахождение и порядок принятия претензии;
  • основные характеристики продукции;
  • цену, включая плату за доставку, и условия оплаты;
  • гарантийные обязательства;
  • другие условия поставки или выполнения договора; порядок расторжения договора.

Такая информация должна содержаться на сайте или странице в соц. сети магазина, либо обязательно требуйте ее у продавца до покупки, это предусмотрено ЗУ «Про защиту прав потребителей». Без информации о названии продавца (для юридического лица оно обязательно должно содержать его организационно-правовую форму и название, а для ФЛП – фамилию имя отчество) и его местонахождении ни в суде, ни в Держпродспоживслужбе защитить права потребителя не получится, т.к. найти продавца в таком случае очень сложно. Название сайта, домен, номер телефона, электронная почта – это то, что мошенник может легко сменить, а адрес в накладной обычно всего лишь является адресом почтовой службы. Если продавец отказывается предоставить информацию о себе, не покупайте в таком интернет-магазине.

С помощью специальных сервисов (их можно найти через поисковик) проверьте возраст сайта. Если он создан не так давно, возможно следует задуматься о такой покупке.

Еще один способ обезопасить себя – оплачивать товар при получении. Выбирайте интернет-магазины, где есть пункты самовывоза или возможна оплата «наложенным платежом». Тогда вы сможете проверить комплектацию, качество товара, наличие чека (или другого расчетного документа), гарантийного талона и печати продавца в нем до оплаты или вернуть его продавцу. Иногда, особенно при дорогостоящих покупках, лучше переплатить за перечисление оплаты, чем остаться без товара. При необходимости частичной предоплаты, оплачивайте только ту сумму, которую можете допустить потерять, либо не имейте дело с такими покупками по предоплате вообще.

При оплате банковской картой выбирайте проверенные безопасные сайты, используйте систему безопасных платежей, заведите отдельную карту для покупок в интернете и никому не сообщайте персональную информацию.

Права потребителя при покупках в интернете

Помните, что при покупке в интернет-магазине, вы имеете те же права по ЗУ «Про защиту прав потребителя», что и при покупке в обычном магазине. А значит имеете полное право на возврат, замену или ремонт товара ненадлежащего качества. Также вы вправе предъявить требование о безвозмездном устранении недостатков товара, допущенные по вине производителя, по истечении гарантийного срока, в течение установленного срока службы, а если такой не установлен — в течение десяти лет.

На покупки в интернете также распространяется возможность обмена или возврата товаров надлежащего качества в течение 14 дней, если товар не подошел вам по форме, габаритам, фасону, цвету, размеру или по другим причинам не может быть использован по назначению. Обмен товара надлежащего качества производится, если он не использовался и сохранен его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, ярлыки, расчетный документ, выданный потребителю вместе с проданным товаром, а также если он не входит в перечень товаров, не подлежащих обмену, утверждённый КМУ. Поэтому у интернет-продавцов, которые сразу указывают, что обмен и возврат невозможен (если товар не входит в перечень КМУ) и требуется полная предоплата, лучше ничего не покупать.

Что делать, если покупки в интернете оказались неудачными?

Если к вам пришел совсем не тот товар, неисправный товар или после оплаты продавец перестал выходить на связь, а иногда писать оскорбления и угрозы в ответ на ваши сообщения, остается либо забыть о покупке, либо обратиться за защитой своих прав потребителя к закону.

В первую очередь следует подать письменное заявление на имя продавца товара, которое он должен зарегистрировать, либо отправить ему заказным письмом с уведомлением. К такому заявлению прикладывается копии расчетного документа и гарантийного талона при наличии.

Далее следует обратиться в Держпродспоживслужбу Украины с устным или письменным обращением. Это можно сделать на личном приеме, через контактные центры, горячую линию, почту или интернет. Такое обращение должно содержать:

  • само обращение (с вашим ФИО, местом жительства, сутью вопроса, датой и подписью);
  • копию обращения к субъекту хозяйствования (продавцу);
  • копию документа, удостоверяющего факт приобретения продукции;
  • копию технического паспорта или другого документа, который его заменяет, с отметкой о дате продажи и прочее.

Держпродспоживслужба осуществит проверку субъекта хозяйствования (продавца) и при выявлении нарушения прав потребителя наложит взыскания, предусмотренные законом. Также при наличии признаков уголовного правонарушения, обнаруженных в ходе проверок, передаст материалы в правоохранительные органы.

Для возмещения материального и морального ущерба следует обратиться в суд. Это можно сделать самостоятельно или обратиться за квалифицированной помощью к адвокату или юристу. Согласно ЗУ «Про защиту прав потребителей» потребитель освобождается от уплаты судебного сбора по искам, связанным с нарушением их прав.

Если после оплаты товар не пришел, и продавец не выходит на связь, следует написать заявление в полицию, т.к. такие действия признаются мошенническими.

Еще один вариант доставить неудобство недобросовестному продавцу и обезопасить других покупателей – написать побольше отзывов о вашей ситуации, внести телефон и номер карты на сайты с черными списками, а также обратиться в банк, выпустивший карту, на которую вы произвели оплату продавцу, с заявлением о мошеннических действиях (если товар не пришел или пришел не тот товар).

Для всех этих обращений обязательно сохраняйте все чеки, скрины переписок с продавцом и страниц сайта с характеристиками товара, а также фото/видео полученного вами товара и другую причастную документацию.

Будьте внимательны при онлайн-шоппинге и сделайте свои покупки в интернете безопасными.